Божко
Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ имени В.М. Комарова
с углублённым изучением английского языка ЗАТО городской округ Звёздный городок
Московской области
Развитие
компетенций учащихся на уроках русского языка.
Из
опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ
Первым по-настоящему
значимым успехом в жизни любого выпускника средней школы является получение
аттестата о среднем полном общем образовании, который открывает дорогу в вуз и
прямиком ведёт к исполнению мечты. Но получить заветный документ можно, лишь
успешно сдав ЕГЭ по русскому языку.
Особенности контроля и
аттестации выпускников при проведении ЕГЭ по русскому языку определяются
спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной
работы.
А значит, мы, учителя,
работающие в старших классах, должны всё время помнить об этом и строить свою
работу с учётом конечного результата.
Как считают
разработчики КИМов, «современный этап развития методики преподавания русского
языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения». А они
определяются «через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной
компетенций» (по мнению коллектива авторов под руководством Ирины Петровны
Цыбулько).
Думается, что здесь
уместны два замечания.
Замечание 1. Коммуникативная
компетенция относится , как известно, к ключевым (метапредметным) компетенциям
(наряду с ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной,
информационной, социально-трудовой и компетенцией самосовершенствования – по
классификации А.Хуторского), в то время как языковая и лингвистическая
компетенции явно относятся к предметным. А значит, в «иерархии компетенций» они
находятся на разных уровнях и подходы к ним должны быть разными.
Замечание 2. Некоторые
авторы (например, Т.В. Потёмкина и Н.Н. Соловьёва) важной в структуре
филологического образования считают ещё и культурологическую компетенцию (кроме
языковой, лингвистической и коммуникативной). Эта компетенция формирует
уважение к родному языку и духовно-нравственному опыту народа, осознание
эстетических возможностей языка.
А теперь конкретно о
технологии подготовки к ЕГЭ с учётом компетентностного подхода.
Языковую компетенцию
учащихся (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены
знаки препинания в предложении, способность выявлять
соответствие-несоответствие какой-либо речевой единицы норме) проверяет большая
часть заданий с выбором ответа (часть А):
Правильное написание
слов А12, А13, А14, А15, А16,
А17, А18
Верная расстановка
знаков препинания А19, А20, А21, А22, А23, А24, А25
Соответствие/несоответствие
А1, А2, А3, А4, А5, А26, А30 норме
Основной упор на
формирование языковой компетенции учащихся делаю в 10 классе, включая в каждый
урок материалы заданий ЕГЭ. Причём наряду с тестами практикую написание
различных видов диктантов (словарных, лексических, акцентологических,
объяснительных, проверочных), что существенно повышает практическую грамотность
учащихся.
Лингвистическую
компетентность учащихся (способность опознавать языковые единицы и классифицировать
их) проверяют как задания части А( с выбором ответа), так и задания части В
(открытого типа):
А8, А9, А10
В1, В2, В3, В4, В5, В6,
В8
Основное внимание
формированию лингвистической компетенции также уделяю в 10 классе. Помимо
письменных проверочных работ, использую и устную форму работы. Считаю, что
многократное проговаривание вслух (по алгоритму) последовательно выполняемых
этапов действий способствует выработке у учащихся навыка (то есть умения,
доведённого до автоматизма) в проведении структурированного анализа той или
иной языковой или речевой единицы. А
именно этого и требуют задания ЕГЭ. Значит, такая форма работы даёт возможность
даже среднеуспевающим учащимся почувствовать себя увереннее и улучшить показатели
по сравнению с начальным этапом работы.
Коммуникативную
компетенцию (способность понимать
высказывание, связно и логично строить текст) проверяют и задания части А, и
задания части В, и задания частей С:
А6, А7, А27, А28, А29
В7
С1
Формированию этой компетенции уделяю основное внимание в
11 классе. Начинаю, конечно, с заданий частей А и В, а потом перехожу к части
С. Это задание проверяет сформированность у учащихся следующих коммуникативных
умений и навыков (именно так их определяют разработчики КИМов):
1)
умение анализировать содержание и
проблематику прочитанного текста.
Мне представляется, что
на этом этапе работы с текстом в полной мере
проявляется и информационная компетентность учащихся, потому что им
приходится и планировать собственный информационный поиск, и извлекать
информацию, и обрабатывать её.
2)
умение комментировать проблему исходного
текста и позицию автора.
Мне думается, что это
невозможно сделать без реализации общекультурной компетенции.
3)
умение выражать и аргументировать
собственное мнение.
Я уверена, что сделать
это без сформированной ценностно-смысловой компетенции невозможно.
4) умение
последовательно и логично излагать мысли.
Считаю, что здесь
проверяется интеллектуальная компетентность, по классификации А. Хуторского.
5)
умение использовать в речи разнообразные
грамматические формы и лексическое богатство языка
При выполнении этого
требования выпускникам предоставляется возможность проявить собственную культурологическую компетентность (по
классификации Т. Потёмкиной и Н. Соловьёвой).
6)
умение реализовать навык практической
грамотности – имеются в виду навыки оформления высказывания в соответствии с
орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами
современного русского литературного языка (опять в действии языковая и
лингвистическая компетенции).
Использовать для
подготовки к ЕГЭ по русскому языку только уроки русского языка считаю
недостаточным (1 часа в неделю явно мало). Мой опыт работы показывает, что при
подготовке части С можно и нужно задействовать уроки литературы. В частности,
для формирования навыков анализа чужого текста и создания собственного, кроме
текстов, предложенных ФИПИ, использую тексты А. Солженицына (миниатюра
«Отражение»), В. Богомолова (рассказы «Кладбище под Белостоком» и «Сердца моего
боль»), В. Шукшина (рассказы «Волки», «Крепкий мужик»).
Один из первых уроков в
11 классе посвящаю знакомству с нормативно-правовой базой проведения ЕГЭ,
Правилами для участников. Много внимания уделяю оформлению бланочной
документации. Все тестовые работы учащиеся выполняют на распечатанных бланках –
это позволяет снять психологическое напряжение на экзамене.
В начале работы в 11
классе несколько уроков посвящаю знакомству с технологией написания части С (использую
подготовленную мной презентацию на эту тему).
По моему глубокому
убеждению, успешной сдачи ЕГЭ невозможно достичь без спланированной системы
контроля за подготовкой учащихся, поэтому регулярное проведение внутришкольных
тренировочных работ - с последующим
анализом результатов, фиксацией динамики происходящих изменений и
информированием родителей - обязательно.
Подводя итог, хочу
отметить: я уверена, что подготовка учащихся к ЕГЭ с использованием
компетентностной модели образования не только возможна, но и эффективна.
…Этим летом, работая экспертом
конфликтной комиссии, я видела глаза людей, которые не смогли сдать ЕГЭ… Наш
учительский долг – сделать всё, чтобы таких случаев было как можно меньше.
|